Процедура покупки для желающих приобрести квартиру в Чехии на собственные средства упростилась, а затраты на сделку сократились.
Сегодня покупка недвижимости в Чехии для российского гражданина проходит в несколько этапов:
1. Выбор объекта (предварительно в России, а потом непосредственно просмотры объекта в Чехии).
2. Подписывается резервационный договор, в котором излагаются условия и сроки будущей сделки, а также условия возможного отказа от сделки и санкции в случае нарушения этого договора. Внесение залоговой суммы за понравившейся объект (обычно она составляет 5-10% от стоимости недвижимости).
3. Подписание основного предварительного договора и/или договора купли-продажи между продавцом и покупателем.
Покупатель перечисляет деньги за приобретаемую им недвижимость на расчетный счет нотариуса (адвоката или банка), которые выступают поручителями данной сделки. Таким образом, поручитель является и гарантом перечисления за продавца/покупателя налога с продаж, т.к. данная сумма остается до момента записи изменений в реестре недвижимости на счете поручителя и продавцу не перечисляется.
Сделка не считается завершенной, пока не будет произведена соответствующая запись в Кадастре недвижимости, для чего в местное кадастровое управление подается соответствующее заявление о переводе прав собственности на нового владельца.
Во избежание риска, в договоре купли-продажи всегда указывается возможность того, что кадастр недвижимости может вызвать участников сделки для устранения недочетов. Последние в свою очередь обязаны в течение 14 дней исправить указанные ошибки.
Право собственности, в любом случае, переходит покупателю в день заключения договора купли-продажи (это указывается в выписке с Кадастра)
Процесс записи в Кадастр может занимать около 5-7 недель и, как только проходит регистрация в Кадастре, сделка считается состоявшейся.
Также составляется протокол передачи объекта, - он содержит опись мебели и техники, находящейся в купленной квартире, в нем указываются показания счетчиков и т.п. Происходит регистрация нового владельца недвижимости в коммунальных службах и ЖЭК.
Возможность удаленного приобретения недвижимости.
При желании после выбора объекта недвижимости, чтобы не приезжать на подписания договоров, покупатель может оформить доверенность на уполномоченное лицо. Доверенность может быть оформлена у нотариуса в Чехии после выбора объекта.
Дополнительные расходы на приобретение недвижимости:
Налог на перевод права собственности от 2014 года платит покупатель и он составляет 4% (на практике, как правило, платит продавец)
Покупатели чешской недвижимости оплачивают только комиссионные агентству 3-6% от стоимости объекта, перевод договора (в случае необходимости) – 100-200 евро, услуги хранения денег, например, в банке на блокируемом счете - 0,02-0,03% от суммы денежных средств на хранении, у нотариуса – зависит от стоимости недвижимости. Вступив в права собственника, придется также платить ежегодный налог на недвижимость - около 50-100 евро и ежемесячные коммунальные платежи – в среднем 100 евро.
ИПОТЕЧЕНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ
Физическое лицо:
Вариант 1 (только для граждан РФ, в т.ч. без ВНЖ)
Необходимо иметь мин. 50%; мин. доход семьи: 150 тыс. руб / мес., должны проходить через счет в российском банке; ставка: 5-6% год; срок рассмотрения: от 1 до 2 мес.
у иностранцев с ВНЖ или ПМЖ: мин. средства 20%, мин. доход 100 тыс. руб / мес.
Вариант 2 (для всех иностранцев; требует получения исключения у риск-менеджера банка). Необходимо иметь мин. 50%; доходы должны проходить через счет в иностранном банке; ставка: 5-6% год; срок рассмотрения: 2-3 недели
Иностранный гражданин должен доказать банку, что квартира будет использоваться им в личных целях (проживание родственников, детей, частые посещения/пребывания в Чехии из-за бизнеса, лечения и пр.)
Юридическое лицо:
Желательно оформление на новую фирму, иначе требуется подтверждение отсутствия задолженностей перед налоговым и социальным фондами, Ипотека предоставляется на основании будущих доходов с аренды недвижимости.
Необходимо иметь мин. 50%; доходы не нужны; ставка: 5-6% год; срок рассмотрения: 2-3 недели.
Расходы по ипотеке:
Оценка недвижимости, перевод документов - от 195 евро
Банковский сбор ~ 1% (в зависимости от банка)
Нотариальная запись (в т.ч. содержит согласие клиента с правом банка обратиться к приставам, минуя суд в случаях: задержки на 3 месяца ипотечных платежей, и/или отказа от деятельности фирмы (кроме случаев сдачи недвижимости в аренду) до момента погашения кредита) ~ 0,5% от суммы предоставленного кредита
Государственная пошлина в торговый суд за право обременения, составляет 75 евро с каждого владельца (по требованию банка);
Услуги чешской компании по получению ипотечного кредита (в зависимости от сложности) - от 1%-2% от суммы кредита, но не менее 925 евро).
Обязательно в банке, выдавшем кредит, на Вашем личном счету должна находиться сумма равная 6 месячных ипотечных платежей. После погашения ипотечного кредита эта сумма возвращается. Обязательное страхование недвижимости ( % от стоимости квартиры) – в среднем 70 – 200 евро в год.
Предоставление ипотечного кредита на строящееся жилье: до тех пор, пока банк не перечислит всю сумму денег, нельзя погашать кредит, но необходимо платить банку из расчета 0,5 - 1% годовых за резервацию денежных средств. Погашение кредита и процентов по нему начинается с момента перечисления банком полной суммы по ипотечному договору.